Главная » Файлы » Статьи

Внедрение современных информационных технологий на уроках музыки
09.11.2017, 09:09

В нашу жизнь, в быт, в производственную деятельность все настойчивее входят информационные технологии. Прошло лишь пару десятилетий с тех пор, как компьютер вошел в нашу жизнь, а сегодня уже невозможно себе представить, как без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы.

Появившиеся в недалеком прошлом в школах современные компьютерные классы позволили улучшить подготовку учащихся в ВУЗы по многим дисциплинам. Но, к сожалению, обучение музыки в общеобразовательных школах все еще находится на том уровне, на каком оно находилось и несколько десятилетий назад.

Именно поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках музыки позволяет учителю расширять кругозор учащихся, разнообразить свои уроки, сделать их ярче и интереснее.

Но, конечно, говоря обо всех «плюсах» работы с ИКТ, нельзя не поднять вопрос о том, что далеко не каждый кабинет музыки оснащен необходимой аппаратурой. Зачастую, многие из нас не имеют даже элементарного – компьютера. А ведь всем известно, что в нем можно не только хранить учителю свою печатную информацию, но и содержать систематизированный музыкальный материал, разнообразные слайды и презентации уроков.

Часто учителю музыки не хватает времени на переписку нотного материала. Современные так называемые МФУ, содержащие в себе сканер, принтер и копир значительно облегчают эту задачу. Учитель может не только скопировать какой-либо нотный материал, но и сразу же распечатать его, раздать учащимся. Очень часто на уроке музыки, особенно в старших классах, учитель много времени тратит на записывание слов песен с учащимися под диктовку. Принтер помогает учителю распечатывать слова песен, хранящиеся у него в компьютере.

Современные дети значительно превосходят в развитии своих родителей. Они быстрее знакомятся с новыми технологиями. Но современный ребёнок требует и современных уроков. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или SMART доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели
  • Программы для пения караоке
  • Музыкальные конструкторы
  • Музыкальные энциклопедии
  • Обучающие программы
  • Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

В своей практике я использую несколько видов программ, что позволяет сделать мои уроки разнообразнее и интереснее.

Первая группа программ знаком любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp, AIMP и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Выстраивая свой урок, я выставляю песенный материал в том порядке, в котором он мне понадобится в процессе занятий.

При разучивании песен, я использую программу VocalJam. Она построена по принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

На уроках музыки в начальной школе я достаточно широко использую интерактивные обучающее-развивающие программы с игровым сценарием, ориентированные на дошкольников и младших школьников. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки», «Сен-Санс. Карнавал животных» из серии «Восприятие и творчество».

С учащимися 5 – 6-х классов мы начинаем работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Просвещение-МЕДИА», «МедиаХауз», «Новый диск». Эти программы интересны тем, что учебная информация представлена в них интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения.

Учащиеся 7-х классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ пользуются энциклопедиями на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов. Основными достоинствами этих пособий является то, что они поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, включают в себя аудио- и видеофрагменты, поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций.

Здесь можно назвать «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д.

С удовольствием учащиеся выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. Например, я предлагаю учащимся опережающее домашнее задание перед уроком по творчеству Антонио Вивальди и его концерту «Времена года». Ребятам доставляет удовольствие, если им удается найти и познакомиться с авторскими поэтическими иллюстрациями к данному произведению, а на уроке они стараются понять, какая часть данного концерта прозвучала, и почему автор выбрал именно такие средства музыкальной выразительности. Конечно, можно приготовить все заранее самому учителю, раздать готовые материалы, но вот останется ли это в памяти ребенка?

Еще одной формой использования информационно – коммуникационых технологий на уроках музыки является выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point. Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой.

Наличие мультемидийной аппаратуры в кабинете музыки не только предоставляет помощь учителю, но и вызывает у учащихся интерес к предмету. Демонстрация на уроках презентаций, использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер – всё это способствует развитию не просто подрастающего поколения, а в первую очередь культурно развитой личности. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету.

Таким образом, применение и внедрение современных информационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к вашим урокам.

Категория: Статьи | Добавил: MalenkijElf
Просмотров: 286 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: