Конкурсы педагогического мастерства как средство профессионального роста учителя музыки

Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. Большое внимание уделяется его качеству и эффективности. Меняется и позиция учителя. «Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма».

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Всё вышесказанное неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. А для этого ему необходимо систематически заниматься самообразованием, работать в различных методических объединениях, в составе экспериментальных и творческих групп; заниматься исследовательской деятельностью; использовать в своей работе новые педагогические технологии, в том числе ИКТ; участвовать в различных педагогических конкурсах; обобщать и распространять свой опыт на различных уровнях.

Ключевым условием существования современного педагогов в профессии становится активное участие в общественной деятельности и презентация собственных достижений в рамках конкурсов профессионального мастерства.

Ни для кого не секрет, что престиж педагогической профессии невысок и поднять статус учителя можно благодаря популяризации различных профессиональных конкурсов, которых на данный момент существует множество. Это и конкурс «Учитель года», Конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Призвание» «Самый «классный» классный» и др. Помимо вышеперечисленных конкурсов существуют и интернет конкурсы Открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», Открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» и др. Они повышают мотивацию педагога в сфере профессионального развития и распространения инновационного опыта. Участие в конкурсах может быть как очным, так и заочным, опосредованным, т. е. представленным конкурсными материалами (программно-методическими материалами, аналитическими справками, портфолио и т. д.).

Мой первый опыт участия в конкурсе профессионального мастерства состоялся в 2011 году, когда я представляла свою гимназию в городском конкурсе «Учитель года». Тогда мною был получен специальный приз за лучший представленный педагогический опыт.

Но поистине интересным и продуктивным в плане участия в конкурсах, направленных, прежде всего, на саморазвитие и самопрезентацию, стал 2016-2017 учебный год. «Стартовой площадкой» моих достижений можно считать III Региональный конкурс «Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода», где я стала призером. Подготовка к участию в этом конкурсе увлекла меня настолько, что когда мне в руки попало Положение о проведении IV Международного конкурса педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры», я просто не могла пройти мимо. Тем более, что этот конкурс был не просто конкурсом профессионального мастерства учителя – это был конкурс мастерства УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ.

По положению, организаторами конкурса явились Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, общественная организация «Российский Союз Молодежи» и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в котором и проходил очный этап конкурса.

В положении были указаны сроки подачи заявок и этапов конкурса. Их предполагалось два: заочный этап, во время которого участникам необходимо было прислать видеозапись своего урока, подробный сценарий урока и рефлексивный анализ. Во втором, очном туре, участникам, прошедшим конкурсный отбор, предлагалось провести открытый урок музыки с учащимися петербургских школ, продолжительностью 40 минут и рефлексивный анализ урока. Всего номинаций конкурса было пять, но мною была выбрана именно номинация «Открытый урок музыки в общеобразовательной школе».

Жюри рассматривало материалы, отправленные на заочный этап, месяц. Вы можете себе представить, какие эмоции я испытала, когда получила приглашение в г. Санкт-Петербург для участия во втором, очном этапе конкурса.

Начался месяц плодотворной работы. Во время подготовки к конкурсу мне пришлось проанализировать свою деятельность как учителя – предметника, перечитать огромное количество литературы, как в печатном, так и в электронном варианте, познакомится с опытом работы учителей не только образовательной области «Искусство», но и других предметных областей. Подготовка к уроку (ведь именно он должен был стать результатом моей творческой деятельности) оказалась очень увлекательной. Множество идей, наполняющих меня день и озаряющих ночью, опережали одна другую. Я с нетерпением и, конечно же, волнением ждала последних чисел апреля.

Мною было принято решение проводить урок с учащимися 3-го класса. Темой выбран «Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Организаторы конкурса не ограничивали в выборе темы урока, не давали установку опираться на определенную программу – здесь был предоставлен полный полет фантазии. Единственное условие, которое необходимо было соблюсти – соответствие материала урока возрастным особенностям учащихся.

С самого первого дня творческой атмосферой было пронизано все здание Университета им. Герцена. Выступать предстояло перед доброжелательным и весьма компетентным жюри, в состав которого вошли Белла Соломоновна Рачина, Эдуард Борисович Абдуллин, Мария Дмитриевна Кабалевская, профессора музыкального образования из Израиля и Беларуси, Латвии и КНР, России и Китая – все эти люди были не просто судьями. Они были мудрыми наставниками в различных областях музыкального образования. Урок рассматривался не просто, как урок музыки, а как урок искусства. Методически грамотно выстроенная структура урока, использование современных технологий обучения, вокальная работа, психологический климат на уроке, владение учителем своим собственным голосом и музыкальным инструментом – судьи обращали внимание абсолютно на все.

Дети, с которыми я проводила урок, были самыми что ни на есть обыкновенными третьеклассниками средней общеобразовательной петербургской школы. Но я горячо благодарна им за ту отзывчивость, умение слушать и слышать, выражать и обосновывать свое мнение, не стесняясь высказывать его.

Конкурс шел 5 дней, и на протяжении этих дней я с удовольствием посещала уроки коллег из других стран, общалась, находила что-то общее и новое. Благодаря этому конкурсу, у меня завязались новые знакомства и появились новые друзья, объединенные одним общим и великим делом – быть не просто учителем, а УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ. Я получила новые впечатления, заряд бодрости и новый «глоток воздуха» на весьма значительный срок.

Ну и, конечно же, я не могу сказать о результатах, которых я добилась – диплом второй степени стал для меня полной неожиданностью. Но, как отметило жюри на самоанализе урока, проводимой после конкурсного испытания, более всего их впечатлило умение подводить детей к самостоятельному определению темы, целей и задач урока. Не все, конечно же, получилось так, как было задумано, но самым важным для меня стало высказывание детей на рефлексии урока. Я предложила им продолжить несколько фраз ,и одна из них звучала так: я хотел бы, чтобы… И несколько детей произнесли: «Я хотел бы, чтобы вы всегда были нашим учителем музыки!»

Думаю, именно детям также принадлежит огромная часть заслуженной мною награды – второго места в данном конкурсе.

По собственному опыту могу сказать, что после участия в конкурсе меняется ритм жизни, появляются новые идеи. В результате участия в конкурсах я пересмотрела некоторые взгляды в профессиональной сфере, переосмыслила методы своей работы и увидела пути для их более эффективного применения.

По возвращению в родной город меня ждала еще одна приятная новость – я стала Лауреатом II степени IV Регионального конкурса «Ступени педагогического мастерства» в номинации «Урок музыки».

В заключение хочется сказать, что в педагогических конкурсах не может быть проигравших. Конечно, кто – то выступает более удачно, кто-то не очень удовлетворён результатами, но независимо от них, это новый этап профессионального роста учителя. Проанализировав свой опыт работы и, ознакомившись с наработками других участников, начинаешь искать новые формы и методы работы с учащимися, внедрять в практику новые педагогические технологии, которые мотивируют обучающихся на изучение предмета.