Главная » Файлы » Статьи |
09.11.2017, 09:22 | |
Одной из основных задач современного образования в настоящее время является помочь учащимся освоить такие действия, которые окажут помощь им в будущей жизни, помогут сделать выбор, осознанно оценивая свои способности, возможности, склонности и интересы. Перед учителем стоит непростая задача – не только наполнить знаниями, но и выявить интересы, побудить к самостоятельной творческой деятельности каждого учащегося, помочь в развитии и росте каждой личности. Здесь на помощь учителю приходит одна из современных технологий обучения – проектная методика. В обучении подрастающего поколения метод проекта помогает эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий». Подготовить, оформить и представить проект – процесс гораздо более долгий, чем выполнение традиционных, пусть даже творческих заданий. И потому проект ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся работать самостоятельно: приобретают знания, получают опыт учебной и познавательной деятельности. Отличительная особенность проектной методики - форма организации работы над проектом. Организация работы над этим видом деятельности предполагает соблюдение ряда условий:
Каждый проект разрабатывается в течение четверти. Итоги подводятся в основном на заключительных уроках, когда по результатам выполнения проекта можно оценить усвоение учащимися определённого учебного материала. Реализация проект осуществляется по определенной схеме: 1. Подготовка к проектуПриступая к работе над учебным проектом, необходимо:
2. Организация участников проектаУчащиеся объединяются в группы, перед каждой группой стоит определенная задача. При распределении обязанностей в группе, учитываются предрасположенность учащихся к логичным рассуждениям и формированию выводов, к оформлению проекта. Группы при работе над проектом формируются из учащихся разного пола, успеваемости, различных социальных групп. 3. Выполнение проектаДанный этап предполагает поиск новой, дополнительной информации, обсуждение этой информации, ее документирование, выбор способов реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное здесь – поддерживать любую идею учащихся, с уважением относится к любому предложению, создавать ситуацию «успеха», направлять, а не подавлять творческую инициативу 4. Презентация проектаВесь собранный и оформленный материал надо представить в соответствии с формой, выбранной для реализации определенного вида проекта. 5. Подведение итогов проектной работы6. РефлексияЭтот этап предполагает самоанализ деятельности, он состоит из ряда вопросов, например:
Эти и многие другие вопросы составляются учителем к заключительному этапу работы над проектом. Проекты, которые я использую в своей практике на уроках музыки, представлены в следующих видах:
Игровые проекты используются в основном в начальной школе. Это так называемое начальное, вводное знакомство с методом проектов. Работа над данным видом проекта начинается уже с учащимся второго класса. Им на выбор предлагаются песни, одну из которых они выбирают, разбирают ее и распределяют роли. Здесь немаловажная роль в подготовке принадлежит не только учителю музыки, но и классному руководителю а также родителям. Дети работают над ролями, не просто самостоятельно разучивают и поют песню, но и подбирают костюмы, продумывают движения. К четвертому классу в форме проекта происходит постановка мюзикла. Над таким проектом мы работаем в течение полугода, и конечным продуктом является постановка и показ мюзикла для учащихся и родителей. Информационно-исследовательские проекты предусмотрены для учащихся основной школы. Каждый такой исследовательский проект включает в себя:
Сценарные проекты происходят в тандеме младшая школа – основная школа. В начале учебного года определяется группа из учащихся 7-х классов, которые выбирают себе класс начальной школы. С классным руководителем они определяют тематическое мероприятие и готовят к нему сценарий. Сами подбирают музыку, разрабатывают декорации и эскизы костюмов, самостоятельно разучивают с младшими учащимися песни. Творческие проекты – создание видеоклипов достаточно редко, потому как подобным интересуются учащиеся более старших классов. Но бывало неоднократно, что мы работали над данным видом проектов уже вне урочной системы. Таким образом, из всего выше сказанного следует, что метод проектов, начатый в начальной школе, нацеливает учащихся на непрерывное творческо-поисковое развитие на всех этапах обучения. Как показал опыт работы в школе, в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Проект – это реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям в быстротечном современном мире. Список литературы
| |
Просмотров: 363 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |