Главная » Файлы » Статьи

Интеграция на уроках музыки
09.11.2017, 09:01
...Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.

К.Д. Ушинский

Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. Не является исключением и предмет «музыка».

Отдельные науки изучают отдельные области нашего огромного мира. В школе же мы должны сделать обратное – из тех знаний, которые ученик получает в различных областях, он должен представить себе гармоничную картину действительности.

Каждому педагогу известно мучительное состояние поиска и волнения при составлении плана урока. Эти постоянные вопросы: как, каким образом соединить, слить воедино музыку, речь, мимику, паузы и взгляды, жесты и различные ассоциации, внутренние переживания и размышления. Как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе учащихся после очередного урока?

Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.

Сочетание музыки, поэзии, истории, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать уроки увлекательными и интересными для учеников.

Но существует огромная разница между тем, чтобы просто посмотреть определенное количество картин, прослушать определенное количество музыкальных произведений, и тем, чтобы стать причастным к тому, что видим и слушаем. И проблема заключается не в том, сколько услышать, увидеть или исполнить, а в том, как исполнить – не голосом, а сердцем; увидеть не глазами, а душой.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развития деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Приобщение к музыке тесно связано с приобщением к исконной русской культуре, к истории, к истокам, которые давали нашим предкам лад в душе и мире.

Огромное единство музыки и слова ярко проявляется на уроках музыки. Тем, общих для уроков литературы, истории, музыки много.

Удивительные параллели проходят между музыкой, поэзией и математикой. Любопытна мысль венгерских авторов в книге «Язык – Музыка – Математика», которая даёт возможность показать скрытые взаимосвязи между этими, казалось бы, не имеющими ничего общего предметами: «Прочитав стихотворение, вы можете сначала лишь сказать, нравится оно вам или нет. Затем вы начинаете анализировать его, смотрите, какими словами автор создал этот или иной образ, вслушиваетесь в чередование ударных и безударных слогов. Много ли можно извлечь из такого анализа стиха? Весьма много! Точно также сравнение геометрических параллелей с параллелями в музыке обогащает и расширяет понятие параллельности»[1].

Говоря о связи музыки с другими науками, можно встретить много тем, перекликающихся между собой.

- Форма музыки и сигнальные карточки:

- Длительности нот и тема «Доли и дроби»:

- целая, 4/4; ♪ - восьмая 1/8 и т.д.

- Интервалы и нумерация итальянского языка:

прима, секунда, терция, кварта и т.д.

Проблема гуманизации образования – одна из важнейших на сегодняшний день. Развивать в детях чувство прекрасного, побуждать философски осмысливать окружающую жизнь можно не только в отдельности на уроках искусства, но, в первую очередь, на интегрированных уроках.

Методы художественной интеграции различны. Среди её форм можно выделить следующие:

Внутривидовая или предметная интеграция – внутренняя, горизонтальная художественная интеграция отдельных компонентов в середине определенного предмета, в данном случае музыки. Предмет «музыка» представляет собой сложноорганизованную систему, в пределах которой интегрируют определенные культурные области. Учебный предмет «музыка» объединяет в своем образовательном пространстве собственно музыку, историю музыки и теорию музыки.

Межвидовая интеграция – форма интеграции, при которой интегрантами выступают различные виды искусства.

В первую очередь это локальная тематическая интеграция. Именно этот тип взаимодействия искусств господствует в педагогической практике. Этот тип является наиболее результативным. В его основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства.

Целью художественной интеграции является не хаотическое объединение различных предметов эстетического цикла, а упорядоченное, научно обоснованное дополнение предмета «музыка» другими видами искусства для формирования у учащихся структурированного, широкого комплекса музыкально-эстетических знаний.

Чем больше в беседе на уроках будет всевозможных выходов за пределы музыки, чем больше интегрированных связей учащиеся смогут наблюдать, тем глубже у них становится восприятие самой музыки и тем шире их кругозор. Очень важно, чтобы в сознании детей музыка не стояла особняком от других видов искусств, а как можно ярче обнаруживала свои связи с ними. И именно такое взаимосвязанное преподавание гуманитарных дисциплин неизмеримо обогащает учащихся, расширяет их кругозор, даёт почувствовать и вернее понять эпоху, воссозданную художниками, включает интеллект и эмоции в непрестанную работу.

Литература:

  1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. – 1991. – № 8. – С. 48-51.
  2. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. – 1989. – № 3. – 64 с.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003. – С.63-69.
  4. Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007. – 170 с.

Примечания:

[1] Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык – Музыка – Математика»

Категория: Статьи | Добавил: MalenkijElf
Просмотров: 260 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: