Главная » Файлы » Статьи |
09.11.2017, 09:30 | |
Основная цель работы учителя музыки – открытие для детей многообразного мира музыкальной культуры, формирование у них опыта эмоционального переживания произведений музыкального искусства, развитие способности чувствовать и понимать музыку. Музыка всегда занимала особое место в жизни человека. Настоящее время – не исключение. По данным исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Характер современного музыкального творчества, сложившийся под влиянием агрессивного, коммерциализированного мира, ставит перед детьми нелегкую задачу: среди общего музыкального хаоса научиться выделять поистине важные и значимые музыкальные произведения, воспринимать их не просто, как совокупность звуков, а, в первую очередь, как МУЗЫКУ. И здесь важная роль принадлежит урокам музыки. Восприятие детьми музыки основано чаще всего не на содержании, смысле музыкального произведения, а на тех ощущениях, эмоциях, чувствах, которые рождаются в душе ребенка, когда он слушает музыку. Именно поэтому первоначальная задача учителя музыки состоит в том, чтобы создать на уроке такую эмоциональную атмосферу, которая подготовит учащихся к осознанному восприятию того или иного музыкального произведения. Особенно это важно на уроках в начальной школе. Нередко бывает так, что дети приходят очень активными после игры на перемене, или переутомленными, после контрольной работы. Для многих классов урок музыки стоит последним в расписании. В этом случае мне помогает вокальная импровизация. Она может использоваться уже в приветствии учителя и учеников. Например, я пою детям «Здравствуйте!» по звукам тонического трезвучия вверх, а ученики поют «Здравствуйте!» по тем же звукам вниз. Затем я исполняю «Здравствуйте, ребята!» по звукам от тоники до доминанты, а ученики – «Здравствуйте, учитель!», наоборот, от доминанты к тонике. Чтобы обеспечить осознанное восприятие детьми музыки, необходимо включить их в процесс слушания музыкального произведения таким образом, чтобы они сами «проживали» то, что слушают. И здесь помогает пластическое интонирование. Под пластическим интонированием понимают любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее её образ. Включаясь в выполнение задания, они непроизвольно начинают слушать музыку, пытаются её анализировать. Чаще всего этот приём работы используется в процессе предварительного знакомства с музыкальным произведением. Дети слушают песню, у них рождается образ, и они сами изображают то, о чем поется в песне, любой их жест, движение становятся формой эмоционального содержания. Движения могут быть различными, и зачастую я предлагаю детям самим подобрать к той или иной песне движения под музыку. Как результат этого вида деятельности, происходит «рождение» образа, основанного на музыкальном восприятии и подкреплённым его собственным пластическим выражением. Так же для обеспечения осознанного восприятия детьми музыки я использую и другие формы работы, такие как инструментальное музицирование, игры-драматизации. Для меня также интересно использование методов арт-терапевтического воздействия на эмоциональное состояние человека. В практике преподавания музыки в школе арт-терапевтические методы пока редкость. Вместе с тем, арт-терапевтические методы в отдельных педагогических исследованиях адаптированы к применению в образовательном процессе. (Л.С. Брусиловского, Б.М. Теплова, Л.Д. Лебедевой, В.И. Петрушина). Их суть в использовании выразительных средств искусств для коррекции эмоционального состояния детей. Поэтому себе на помощь я призываю и сказку, и танец, и цвет. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить образ, творческое воображение, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. В этом мне помогают игры-драматизации. Игры-драматизации – это разыгрывание сюжета песни. Лучше всего для этого подходят ранее выученные русские народные песни, смысл которых раскрывается в постепенном развертывании сюжета. Так как игры-драматизации используются на уже знакомом материале, то и задачи усложняются. Дети не просто исполняют песню, разыгрывая ее сюжет, но и голосом пытаются передать то или иное эмоциональное состояние героя, проследить, какие средства выразительности в данном произведении используются. В этом виде деятельности очень ярко прослеживается интеграция музыкального и театрального искусств, что позволяет кроме образовательной задачи решать еще и задачу творческого развития детей. Очень важно отметить и тот момент, что в играх-драматизациях задействуется весь класс. Благодаря этому, у учащихся вырабатывается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив. Кроме того, учитывая то, что формирование опыта эмоционального восприятия происходит на различных этапах урока, очень логично применять игры-драматизации в моменты переключения с одного вида деятельности на другой, в моменты переутомления учащихся. Это помогает решать попутно и проблему здоровьесбережения на уроках. Понимая проблему развития музыкального восприятия, я на протяжении каждого музыкального занятия и во внеклассной работе побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу общему музыкальному развитию как основе эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. | |
Просмотров: 302 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |